Поиск документов

Законопроект в защиту прав работников

zeta

Материал подготовлен Ниной Заварзиной

08.11.2010 в Думу внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время указанный законопроект включен в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2011 года.

Законопроект разработан в целях внесения в законодательные акты Российской Федерации изменений, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами. Законопроект содержит нормы, защищающие права работников на заключение трудовых договоров и получение соответствующих трудовых и социальных прав и гарантий.

Основное предлагаемое нововведение в защиту прав работников: в тех случаях, когда отношения, связанные с использованием личного труда, имеют признаки трудовых отношений, установленные статьями 15 и 56 Трудового Кодекса, но были оформлены договором гражданско-правового характера или возникли без оформления каким-либо договором при допущении к работе уполномоченным лицом, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если лицо, использующее личный труд, отказывается признать себя работодателем, признание указанных отношений трудовыми осуществляется государственной инспекцией труда и (или) судом.

Работник приобретает право на защиту даже в случае допуска его к работе неуполномоченным лицом: работник, приступивший к исполнению трудовой функции без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции, имеет право на возмещение морального вреда, причиненного введением его в заблуждение допуском его к работе ненадлежащим лицом. При этом размер возмещения не может быть меньше, чем размер причитающихся ему выплат в связи с работой, произведенной им в интересах юридического лица или индивидуального предпринимателя после указанного фактического допуска.

В целях усиления ответственности работодателя за уклонение от заключения трудовых договоров предлагается внести в КоАП РФ статью, устанавливающую штраф за уклонение от заключения трудового договора, в случаях, когда отношения, связанные с использованием личного труда, фактически являются трудовыми (имеют признаки трудовых отношений, установленные трудовым законодательством), но оформляются договором гражданско-правового характера или не оформляются каким-либо договором, а также в случаях, когда использование личного труда осуществляется путем фактического допущения работника к работе без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции - в размере до ста тысяч рублей. Нарушителям-«рецидивистам» грозит Дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Дабы пресечь уклонение работодателей от заключения трудовых договоров путем использования механизмов заемного труда законопроект определяет, кто является работодателем в «трехсторонних трудовых отношениях» (работник – работодатель –агентство). Имеются в виду случаи, когда по контракту работник производит работу не для лица, заключившего с ним договор или фактически допустившего работника до работы, а для обслуживаемого этим лицом по договору гражданско-правового характера юридического лица или индивидуального предпринимателя. В этих случаях работодателем признают юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, для которого производится работа.

Кроме того, ограничивается использования так называемого «аутсорсинга персонала» - в ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» предлагается внести запрет для организаций по содействию в трудоустройстве населения, в том числе негосударственных, на заключение с лицами, ищущими работу, трудовые договоры с целью передачи (предоставления) их для использования их личного труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям.

Одновременно из части 2 Налогового кодекса РФ исключаются ссылки на возможность осуществления деятельности по «предоставлению персонала».

Как к этому отнесутся российские кадровые агентства, более половины из которых предоставляет услуги по подбору временного персонала, гадать не приходится.

Работодатели также не будут рады. Они лишатся ряда существенных преимуществ, которые они имели, пользуясь аутсорсингом персонала. Среди основных плюсов привлечения временных сотрудников для работодателя - экономия средств, оперативное решение проблемы нехватки персонала под разовые (сезонные) проекты. Также привлекательны для работодателя такие преимущества, как быстрое выполнение временными сотрудниками стоящих перед ними задач, легкость процедуры увольнения и приема на временную работу, отсутствие необходимости в обучении, минимум обязательств со стороны работодателя, а также возможность последующего приема таких сотрудников в штат. Всех этих преимуществ работодатель лишится в случае утверждения законопроекта.

Зато от запрета на аутсорсинг выиграют работники, получив право требовать заключения трудовых договоров, и увеличатся налоговые поступления в бюджет.

В связи с повсеместно распространенным дискриминационным отношением со стороны работодателей к трудовым мигрантам, проектом предусмотрено дополнение закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» нормой о том, что работники-иностранцы имеют равные с россиянами права в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Таким образом, законопроект направлен на поддержание работников и недопущение злоупотребления работодателями своим положением. Работники приобретают практически неоспоримое право на заключение трудовых договоров, а работодатели теряют возможности уклонения от заключения трудовых договоров и оптимизации налогообложения с помощью аутсорсинга. При этом представляется довольно странным то, что именно сейчас, в период модернизации нашей страны, встал вопрос о запрете аутсорсинговых услуг, ведь это общепринятая мировая практика.

Законопроект в защиту прав работников
 

Поиск документов

Другие документы