Модели олигополии

Модели олигополии применяются экономистами для моделирования возможного поведения участников рынка по методам теории игр ввиду отсутствия разработанной теории олигополии.

Олигополия представляет собой структуру рынка, в которой доминирующие позиции принадлежат малому количеству компаний — участников рынка. Новым участникам рынка крайне сложно вступить в отрасль из-за высоких барьеров, устанавливаемых доминирующими компаниями. Доминанты зависят друг от друга, поэтому в олигополической структуре нередко возникают разного рода альянсы, сговоры, слияния и так далее.

Чаще других встречаются следующие организационно-экономические формации:

*картель

*синдикат

*трест

*консорциум

*холдинг

*концерн

Самые известные модели олигополии:

1. Модель Курно. Сформулирована французским экономистом А. Курно в XIX веке. В данной модели предполагается отсутствие кооперации компаний-участников.

2. Модель Бертрана, описывающая поведение компаний, конкурирующих на олигополистическом рынке с помощью изменения цены на выпускаемую продукцию. Автором модели стал математик и экономист Жозеф Бертран.

3. Модель Штакельберга, разработанная немецким экономистом Генрихом фон Штакельбергом в начале ХХ века. Модель рассматривает олигополистический рынок, на котором одна из фирм явно лидирует, а остальные участники рынка ориентируются на нее в своих расчетах.

Менее известны Модели олигополии, разработанные Чемберленом, Гутенбергом и Эджуортом.