Хеджирование

Хеджирование (от англ. hedging — страховка, ограждение от возможных рисков) — защита участников сделки купли-продажи от потерь, которые могут возникнуть в случае изменения цен на продаваемые или покупаемые товары в негативную сторону.

В основе принципа хеджирования — уравновешивание обязательств, принятых на наличном рынке, при помощи противоположно направленных обязательств на фьючерсном рынке.

Чаще всего в качестве страховочной меры Хеджирование предусматривает заключение фьючерсной сделки, характер которой противоположен основному соглашению (например, цель основной сделки — покупка, значит, фьючерсную сделку заключают на продажу).

Фьючерсные контракты вошли в обиход в период нестабильности рынка, когда возникла острая потребность в надежных инструментах страхования на случай резких изменений рыночных цен. Первые фьючерсные операции были проведены на чикагских товарных биржах. До второй половины прошлого века хеджирование предусматривало ценовых рисков. Сегодня хеджирование преследует, скорее, цель их оптимизации, чем полного снятия.

В некоторых случаях покупатели или продавцы минимизируют риски, используя другие инструменты срочного рынка: опционы или форвардные контракты. Причем сделки, предусматривающие продажу опциона, по нормам МСФО не считаются операциями хеджирования. Как побочный эффект хеджирования может наблюдаться и снижение прибыли.