Франшиза

Франшиза (от фр. franchise — льгота), или франчайзинг — лицензионное соглашение, согласно которому одна сторона передает, а другая получает право пользоваться технологиями и товарными знаками. Иначе франшизу называют коммерческой концессией. Право пользования товарным знаком и технологией предоставляется за плату (ее называют роялти) и оформляется согласно закону о товарных знаках. Сторона, получившая такое право, называется франчайзи. Она может создать Коммерческое предприятие, продавать товары и оказывать услуги под товарным знаком/брендом, принадлежащим франчайзеру (собственнику товарного знака).

При франчайзинге товарный знак, ноу-хау, интеллектуальная собственность «сдается в аренду». Особенности пользования франшизой регулирует договор между франчайзи и франчайзером. Он может быть как крайне простым, так и весьма сложным, регламентирующим множество подробностей пользования товарным знаком. Обычно в договоре оговаривается сумма выплат за использование франшизы. Сумма может быть как фиксированной, так и исчисляться как процент от продаж.

Отчисления могут не предусматриваться, тогда франчайзи берет обязательство приобретать у франчайзера товары/услуги/работы в определенном количестве.