•  
  • Sharebar

Зарубежный бизнес: Nintendo расправляет крылья

31-Мар-2011
Компания Marufuku, которая позже стала называться Nintendo, была основана в 1889 году – ее родоначальник, Фусадзиро Ямаути, занимался выпуском игральных карт, но, в отличие от конкурентов, уделял бизнесу максимум времени и работал с полной отдачей: карты изготавливались вручную, покрывались лаком и имели свой собственный, оригинальный дизайн.

Сегодня имя игрового гиганта Nintendo уже не так широко известно подрастающему поколению, хотя новая разработка компании, приставка Wii, пользуется бешеной популярностью у геймеров. Но даже это ноу-хау компании не сбило с пьедестала Super Mario. Впрочем, Nintendo и начинала с выпуска игральных карт.

Компания Marufuku, которая позже стала называться Nintendo, была основана в 1889 году – ее родоначальник, Фусадзиро Ямаути, занимался выпуском игральных карт, но, в отличие от конкурентов, уделял бизнесу максимум времени и работал с полной отдачей: карты изготавливались вручную, покрывались лаком и имели свой собственный, оригинальный дизайн. Позже, значительно позже эти дотошность и умение идти вперед сослужит компании хорошую службу.

Nintendo стала первой японской компанией, которая начала выпуск карт западного образца – в 1902 году предприятие вошло в индустрию азартных игр и смогло нарастить свою выручку – да, это был первый серьезный шаг вперед.

Лидерство на рынке компания Ямаути завоевала довольно быстро – однако просторов Страны восходящего солнца компании уже было мало. В 1956 году внук основателя Nintendo, Хироши Ямаути, поехал в США перенимать опыт американских компаний своего сектора, и вернулся с новой идеей. Суть ее состояла в лицензировании основных героев игр – за счет этого можно было как поднять уровень продаж, так и увеличить доходы от рекламы.

Шестидесятые годы прошли для компании под знаком поиска новых направлений – нужно было развиваться вглубь, поскольку ниша игровых карт была полностью реализована. Тестируемые направления – телевидение, сеть такси, сборка пылесосов и мелкой электроники, небольшие отели вдоль дорог – все это было настолько далеко от профильного бизнеса, что проваливалось с громким треском почти сразу же. Луч надежды пришел в компанию вместе с инженером Ганпеем Екой, который предложил не отходить от основного направления Nintendo – игр. Подразделение Nintendo Games разработало несколько потенциальных хитов, а пока – только экспериментальных моделей: механической руки, устройства для измерения уровня любви и автомата по подаче мячей для бейсбола.

Бума на устройства не произошло, но случилось главное – наконец было определено направление, в котором компания двинется дальше.

Первая игровая приставка, представленная рынку в 1977 году, оценена по достоинству не была. Скорее даже не так: ее провал на рынке был оглушительным. Но семейству Ямаути к провалам как раз было не привыкать, и через год публике представили новую разработку, игровой автомат. Потребовалось несколько лет, проб и ошибок, тестов и исследований, пока Nintendo не предложило пользователям игровую консоль Game Watch – прародителя советской «Электроники».

К приставке прилагалась уже вшитая в нее игра – задний фон для виртуального сражения был уже прорисован в консоли, поэтому сменить игру внутри было невозможно – альтернативой представлялась только покупка новой Game Watch. Несмотря на простоту и ряд недостатков, было продано более 10 млн приставок, что позволило компании начать экспансию на зарубежные рынки и расширить свой бизнес.

Казалось, долгие поиски наконец увенчались успехом – вслед за популярной Game Watch симпатии игроманов завоевал и своеобразный апдейт игрового автомата Radar Scope. Так мир увидел ставшего легендой Donkey Kong. Именно тут и появился Марио.

Неожиданную рекламу игре Donkey Kong сделал судебный иск кинокомпании Universal, которая посчитала, что Donkey Kong очень схоже и ее Кинг-Конгом. Конечно, иск был проигран, но уровень внимания к разработкам Nintendo все еще оставался повышенным, что привело в итоге к росту интереса к вполне второстепенному герою, Марио.

К 1983 году, когда компания выпустила новую приставку Nintendo Entertainment System (NES), популярность игр была сумасшедшей, к тому же Эмитент ранее обеспечил выпуск и игр к ней – легендарного Super Mario, Donkey Kong и многих других. В одной только Японии было продано более 32 млн копий приставки.

Game Boy, увидевший свет в конце восьмидесятых, был так же прост, как и Game Watch в свое время – жидкокристаллический экран, восьмибитный процессор, игры на картриджах – но приставка долго держала лидерство, даже при наличии прямых конкурентов. Требовались новые идеи, так как на пятки наступала Sega.

Проблемы пришли с вполне ожидаемой стороны – после того как Sega захватила большую часть рынка Nintendo, после чего окончательно добила конкурента выпуском Play Station, который был на порядок выше Game Boy.

И вновь началась полоса неудач для Nintendo. Провал приставки Virtual Boy длился вплоть дл середины 90-х, когда компания смогла неплохо заработать на детском буме Покемонов.

Плавно Nintendo вернулась туда, откуда пришла – в свою узкую нишу, откуда вновь может выйти с пока не имеющей аналогов Wii. С выходом новой домашней консоли Капитализация компании выросла почти в 4 раза. В 2009 году продажи Wii падали – на дворе финансовый кризис, и миру не до развлечений, к тому же на рынке достаточно быстро появились новинки от Microsoft (Xbox 360) и Sony (PlayStation 3). Однако и на текущий момент лидерство Wii неоспоримо.

Пройдя столь долгий путь, пережив немало взлетов и падений, компания Nintendo собственной историей еще раз подтвердила истину: «Кто ищет, тот всегда найдет».

Материал подготовлен Анной Бодровой

Читайте также:

Трудоустройством в Японии чаще всего интересуются те, кто влюблен в культуру этой страны и хотел бы пожить там какое-то время, а может быть, и остаться навсегда. Конечно, лучший способ для этого...

Организационно-правовые формы учреждаемых предприятий

Когда иностранное предприятие выбирает способ организации своего бизнеса в Японии, у него обычно бывает три альтерн...

Расходы домашних хозяйств Японии в марте сократились на 6,4%, а промышленное производство – на 15,5%. Сильнее всего упали показатели в автомобильной области. Второй в списке аутсайдеров стала про...

Похожие статьи

Есть один эпизод из фильма Луи Маля «Ужин с Андре» 1981 года, в котором два друга обсуждают, что Нью-Йорк перестал быть местом для живых людей,...

Несмотря на насыщенность рынка российских печатных изданий, на нем постоянно появляются новые журналы (при этом, правда, регулярно исчезает кто-...

Магазин чая и кофе – отличный вариант бизнеса в Индии, стране, где чайные плантации так же распространены, как в России – пшеничные поля. Однако...

Компании-производители материальных активов, таких, как здания, автомобили или другие виды имущества, первыми попадают в поле зрения...