•  
  • Sharebar

Зарубежный бизнес: Nintendo расправляет крылья

31-Мар-2011
Компания Marufuku, которая позже стала называться Nintendo, была основана в 1889 году – ее родоначальник, Фусадзиро Ямаути, занимался выпуском игральных карт, но, в отличие от конкурентов, уделял бизнесу максимум времени и работал с полной отдачей: карты изготавливались вручную, покрывались лаком и имели свой собственный, оригинальный дизайн.

Сегодня имя игрового гиганта Nintendo уже не так широко известно подрастающему поколению, хотя новая разработка компании, приставка Wii, пользуется бешеной популярностью у геймеров. Но даже это ноу-хау компании не сбило с пьедестала Super Mario. Впрочем, Nintendo и начинала с выпуска игральных карт.

Компания Marufuku, которая позже стала называться Nintendo, была основана в 1889 году – ее родоначальник, Фусадзиро Ямаути, занимался выпуском игральных карт, но, в отличие от конкурентов, уделял бизнесу максимум времени и работал с полной отдачей: карты изготавливались вручную, покрывались лаком и имели свой собственный, оригинальный дизайн. Позже, значительно позже эти дотошность и умение идти вперед сослужит компании хорошую службу.

Nintendo стала первой японской компанией, которая начала выпуск карт западного образца – в 1902 году предприятие вошло в индустрию азартных игр и смогло нарастить свою выручку – да, это был первый серьезный шаг вперед.

Лидерство на рынке компания Ямаути завоевала довольно быстро – однако просторов Страны восходящего солнца компании уже было мало. В 1956 году внук основателя Nintendo, Хироши Ямаути, поехал в США перенимать опыт американских компаний своего сектора, и вернулся с новой идеей. Суть ее состояла в лицензировании основных героев игр – за счет этого можно было как поднять уровень продаж, так и увеличить доходы от рекламы.

Шестидесятые годы прошли для компании под знаком поиска новых направлений – нужно было развиваться вглубь, поскольку ниша игровых карт была полностью реализована. Тестируемые направления – телевидение, сеть такси, сборка пылесосов и мелкой электроники, небольшие отели вдоль дорог – все это было настолько далеко от профильного бизнеса, что проваливалось с громким треском почти сразу же. Луч надежды пришел в компанию вместе с инженером Ганпеем Екой, который предложил не отходить от основного направления Nintendo – игр. Подразделение Nintendo Games разработало несколько потенциальных хитов, а пока – только экспериментальных моделей: механической руки, устройства для измерения уровня любви и автомата по подаче мячей для бейсбола.

Бума на устройства не произошло, но случилось главное – наконец было определено направление, в котором компания двинется дальше.

Первая игровая приставка, представленная рынку в 1977 году, оценена по достоинству не была. Скорее даже не так: ее провал на рынке был оглушительным. Но семейству Ямаути к провалам как раз было не привыкать, и через год публике представили новую разработку, игровой автомат. Потребовалось несколько лет, проб и ошибок, тестов и исследований, пока Nintendo не предложило пользователям игровую консоль Game Watch – прародителя советской «Электроники».

К приставке прилагалась уже вшитая в нее игра – задний фон для виртуального сражения был уже прорисован в консоли, поэтому сменить игру внутри было невозможно – альтернативой представлялась только покупка новой Game Watch. Несмотря на простоту и ряд недостатков, было продано более 10 млн приставок, что позволило компании начать экспансию на зарубежные рынки и расширить свой бизнес.

Казалось, долгие поиски наконец увенчались успехом – вслед за популярной Game Watch симпатии игроманов завоевал и своеобразный апдейт игрового автомата Radar Scope. Так мир увидел ставшего легендой Donkey Kong. Именно тут и появился Марио.

Неожиданную рекламу игре Donkey Kong сделал судебный иск кинокомпании Universal, которая посчитала, что Donkey Kong очень схоже и ее Кинг-Конгом. Конечно, иск был проигран, но уровень внимания к разработкам Nintendo все еще оставался повышенным, что привело в итоге к росту интереса к вполне второстепенному герою, Марио.

К 1983 году, когда компания выпустила новую приставку Nintendo Entertainment System (NES), популярность игр была сумасшедшей, к тому же Эмитент ранее обеспечил выпуск и игр к ней – легендарного Super Mario, Donkey Kong и многих других. В одной только Японии было продано более 32 млн копий приставки.

Game Boy, увидевший свет в конце восьмидесятых, был так же прост, как и Game Watch в свое время – жидкокристаллический экран, восьмибитный процессор, игры на картриджах – но приставка долго держала лидерство, даже при наличии прямых конкурентов. Требовались новые идеи, так как на пятки наступала Sega.

Проблемы пришли с вполне ожидаемой стороны – после того как Sega захватила большую часть рынка Nintendo, после чего окончательно добила конкурента выпуском Play Station, который был на порядок выше Game Boy.

И вновь началась полоса неудач для Nintendo. Провал приставки Virtual Boy длился вплоть дл середины 90-х, когда компания смогла неплохо заработать на детском буме Покемонов.

Плавно Nintendo вернулась туда, откуда пришла – в свою узкую нишу, откуда вновь может выйти с пока не имеющей аналогов Wii. С выходом новой домашней консоли Капитализация компании выросла почти в 4 раза. В 2009 году продажи Wii падали – на дворе финансовый кризис, и миру не до развлечений, к тому же на рынке достаточно быстро появились новинки от Microsoft (Xbox 360) и Sony (PlayStation 3). Однако и на текущий момент лидерство Wii неоспоримо.

Пройдя столь долгий путь, пережив немало взлетов и падений, компания Nintendo собственной историей еще раз подтвердила истину: «Кто ищет, тот всегда найдет».

Материал подготовлен Анной Бодровой

Читайте также:


В Японии действуют несколько законов, ряд регламентирующих трудовые отношения и вопросы защиты интересов работников. Они применимы в принципе ко всем действующим на территории страны пред...

И отчасти можно сказать, что эта улыбка вполне справедлива: переехать на ПМЖ в Японию, а тем более получить японское гражданство, крайне трудно. Это связано с тем, что в Японии проживают 126 милл...

Главная особенность корпоративной культуры Японии – пожизненный наём. Он поощряет развитие навыков, специфических для данной компании и формирует высокопрофессионального специалиста. Именно поэто...

Похожие статьи

Есть такой бизнес-гуру, Луи ле Мур, который создал свой сайт, продав его позже более крупному доткому. Он разработал ряд правил успешного...

Несмотря на то, что общее состояние филиппинской экономики оставляет желать лучшего, Филиппины считаются благоприятным местом для ведения...

По состоянию на 14 декабря наиболее доходным эмитентом в индексе стала компания Cummins Inc. из штата Индиана, которая является производителем...

Как уже писал BusinessTimes в наших прошлых материалах об экономике и бизнесе Гонконга, льготное налогообложение, надежная финансовая и...