Структура рынка диктует оригинальные идеи

3 июля 2011

Чай является одним из основных напитков в мире.

Чай является одним из основных напитков в мире. В настоящее время 58 стран занимаются выращиванием чая, и в более чем 160 странах чай употребляют в качестве напитка. Но нет другой чаепроизводящей страны, которая могла бы сравниться с Китаем по видовому разнообразию чайных деревьев, традиций обработки чайного листа, истории потребления чая.

Сегодня структура рынка Китая такова, что страна остается одной из основных стран чаепроизводства. Китайский чай поставляется в 120 с лишним стран и регионов мира. Его вклад – 30% общего мирового объема.

В Китае чаи выращиваются более чем в двадцати провинциях и регионах – от восточного берега Тайваня (122° восточной долготы) до Тибета (94° восточной долготы), от пр. Хайнань (18° северной широты) до уезда Жунчэн в провинции Шаньдунь (37° северной широты). Выделяются четыре основных района по производству чая это: юго-запад Китая, южный Китай, район к северу от Янцзы, и к югу от Янцзы.

Общая площадь китайского чая составляет около 1,35 млн га. Объем производства чая – свыше 900 тыс. тонн. Согласно данным показателям, Китай занимает первое место на мировом рынке по производству чайной продукции.

По технологии обработки китайский чай делится на шесть основных сортов и переработанный чай. Среди основных сортов чая выделяют красный, зеленый, улун, белый, желтый и черный. Каждый сорт, в свою очередь, подразделяется на многочисленные классы качества.

Как говорят специалисты, настоящий китайский чай на экспорт делает «Китайская национальная импортно-экспортная корпорация чая и местных продуктов». Об этом должна иметься надпись на английском языке. Кроме того, после этой надписи обязательно должно следовать указание, из какой провинции континентального Китая экспортирован чай. Эти указания очень важны для людей, истинно любящих хороший чай. Помимо указания на полное наименование корпорации и на название провинции, где собран чай, на подлинно китайских чайных этикетках ещё указано ниже первых двух надписей, что это «Продукт Народной Республики Китай» («Produce of the People’s Republic of China»). Никаких надписей вроде «Made in China» на настоящем китайском чае не бывает и быть не может.

Лучшие же китайские чаи экспортируют обязательно в металлической упаковке, в красивых банках, с сохранением всех вышеуказанных надписей. Чем проще, чем примитивнее чайная упаковка, тем всегда хуже чай.

Россия, как основной чайный потребитель и импортер в мире, ежегодно импортирует 170 тыс. тонн чая. Однако в настоящее время в поставленном в Россию чае все еще доминирует дешевый чай низкого качества, не хватает брэндового чая. Следует отметить, что динамичное развитие российской экономики и постоянное повышение потребительского уровня предоставили шансы для увеличения экспорта китайского чая.

Однако сегодня производство китайского чая сталкивается со многими проблемами, связаннымв основном с несовершенством структуры рынка. Это низкая урожайность из-за недостаточно умелого управления фермерскими хозяйствами, высокая себестоимость продукта из-за отсутствия механизированного процесса обработки, сопротивление рынку из-за недостаточно чистого органического продукта и плохой промоушн товара — из-за недостатка раскрученных чайных брендов.

При этом пошлины на импорт расфасованного чая обещают дорожать. Поэтому вполне вероятно, что поставщикам иностранных марок чая в скором времени предстоит сделать выбор: вложить деньги в строительство чаеразвесочного производства в России или сосредоточить свои усилия на поставках уникальных сорго и чая именитых иностранных компаний.

Но стоит отметить, что чайный бизнес не ограничивается лишь поставками чая. Благодаря распространению в России японских и китайских ресторанов в моду входят настоящие чайные церемонии, а для них ценители не жалеют денег на специальные дорогостоящие чайники, красивые чашки, бамбуковые подставки и разные ароматические вещества. Так что, зарабатывать можно не только на хорошем чае.

Похожие статьи