Прямые инвестиции: широкие шаги успешной Toyota

17 декабря 2014

Наверняка вы знаете все или почти все об этой компании-легенде, которая прославилась не только своим масштабным автомобильным производством, но и специфическим и эффективным подходом к менеджменту.

В наше время концерн Toyota занимается и выпуском автомобилей, и разработкой высокотехнологичных роботов, и строительством элитного жилья, и техникой будущего. Прямые инвестиции в бизнес доказали: успех есть там, где в него верят и каждый день над ним работают.

Наверняка вы знаете все или почти все об этой компании-легенде, которая прославилась не только своим масштабным автомобильным производством, но и специфическим и эффективным подходом к менеджменту. Стоит все-таки напомнить, как создавался такой серьезный бизнес.

Концерн начался в мечты – Сакиши Тойода, родившийся в 1867 году в обычной семье, его отец был плотником, – мечтал быть изобретателем, создавать новые приборы и разрабатывать что-то необыкновенное. Но, согласно японской традиции старший ребенок должен унаследовать профессию отца, а Сакиши как раз и был старшим. И тут фортуна улыбнулась Тойоде первый раз – в семье решили не настаивать на преемственности, и Сакиши занялся ткацкими станками. Это дело поглотило его, несмотря на то, что какого-либо специального образования у него не было.

В 1894 году родился Кииширо Тойода – именно сын поможет отцу Сакиши разработать позже ткацкий автоматический станок, который положит начало крупнейшему японскому концерну, Toyoda Automatic Loom Works, прародителю современной Toyota.

После смерти Сакиши в 1930 году компанией руководил Кииширо. Сын решил осуществить давнюю мечту отца к изобретательству и механизмам – он продал патент на автоматический станок и вырученные деньги сложил в новую структуру компании – автомобильную.

 Перед ним стояла цель: создать собственный автомобиль. Начальный капитал современного автогиганта, таким образом, составлял 100 тысяч фунтов стерлингов.

Первое время компания шла по стандартному пути и училась, копируя наиболее удачные образцы машин американского производства. Японская мудрость гласит: только достигнув совершенства в копиях, можно приступать к созданию чего-то своего.

В 1936 году появились сразу три значимых предмета для клана Тойода: логотип компании, первый автомобиль и первый грузовик. На грузовики уже в 1937 году поступил правительственный заказ, так как их изготовление шло по инновационной схеме и заинтересовало власти: в системе производства и сборки схема была отлажена таким образом, чтобы свести к минимуму возможный брак. В это же время название компании, Toyoda, изменилось на Toyota: согласно преданиям, для того, чтобы написать по-японски символ d, требуется девять мазков кистью, а для суеверных японцев это число считается несчастливым, из-за чего d была заменена на более простую t.

Первый завод автокомпании был создан в 1938 году в городе Кором, а сама компания занималась тем, что выкупала и объединяла в единый организм предприятия, ориентированные на создание запчастей, производных и необходимых материалов для производства автомобилей. Сейчас бы это назвали полным циклом производства – но тогда Тойода шли первыми по этой дороге.

В это же время зародилась система менеджмента компании – «точно в срок»: детали со склада поставлялись конкретно к моменту производства конкретного автомобиля, что не создавало путаницы и структурировало работу.

Само производство стало объективно расширяться только к 1960 году, когда прямые инвестиции дали свои плоды и концерн прочно встал на ноги. Дочерняя структура, Toyota Motor Sales Co., Ltd, занималась сбытом готовой продукции.

Система кайзден (перемена мудрости, постоянное совершенствование), внедрение новых управленческих схем, модернизация производства – до 60-х годов компания расширялась и развивалась во всех доступных плоскостях.

Новая отрасль, роботехника, заинтересовала руководителей компании не так давно: в Toyota даже как-то сказали, что через лет десять этот сектор станет для концерна основным. Если кто-то воспринял это как шутку, то зря: японские бизнесмены и инженеры просто так ничего не делают.

Toyota начала с роборов-партнеров: сейчас существуют около 10 разновидностей таких роботов, и компания намерена совершенствоваться здесь с присущим ей упорством.

В планах концерна – создать таких роботов, которые бы смогли полностью заменить человека на производстве. Пока есть только презентационная версия, робот-скрипач демонстрирующая, что компания может шагнуть далеко вперед.

Без сомнения, что с применением прямых инвестиций, пытливого инженерского ума и японского трудолюбия компания достигнет успеха и в этой отрасли, как когда-то – в автомобильной.

Похожие статьи