•  
  • Sharebar

Откуда берутся бизнес-ангелы?

03-Дек-2011
В рамках совместного проекта с телеканалом iTV « Бизнес Таймс» начинает публикацию интервью о бизнесменах и участии в их жизни государства.

В рамках совместного проекта с телеканалом iTV « Бизнес Таймс» начинает публикацию интервью о бизнесменах и участии в их жизни государства.

Начинает цикл публикаций разговор с бизнес-ангелом Александром Коноплястым (далее А.К.):

- Как Вы пришли к идее стать бизнес-ангелом?

А.К.: - Началось все с того момента, когда я начал работать в инвестиционных банках. Какое-то время работал в Morgan Stanley в Лондоне, затем, в 2006-м году, переехал в Москву и начал работать в банке UBS. Я занимался корпоративными финансами для компаний в секторе телеком, медиа, технологии. Мы помогали компаниям привлекать инвестиции на какое-то дальнейшее развитие посредством привлечения долгов, посредством выхода компаний на IPO. В то же время помогали акционерам этих компаний монетизировать свою стоимость, продавая эти активы полностью или частично на публичных рынках, частным инвесторам. Соответственно, за это время скопился достаточно большой практический опыт и знания в этой области.

Путь стандартных бизнес-ангелов – продали свой бизнес, поняли, как это работает, и дальше начали строить бизнесы, понимая, как они операционно работают, пытаться вокруг этого создавать стратегию привлечения финансирования, стратегию инвестирования и пытаться на этом профессионально зарабатывать деньги.

Мы пошли по немножко другой дороге, так как исторически сложилось, что у нас опыт больше, соответственно, корпоративных финансов.

- Какая была мотивация к началу такой деятельности?

А.К.: - Мотивация была очень простая. Полтора года назад, на момент моего ухода из UBS, я был директором и отвечал за работу в секторе корпоративных финансов с компаниями телеком, медиа, Интернет по странам СНГ. Позиция была достаточно комфортной, но так как я человек по жизни ищущий больше приключений и драйва, я решил, что всю эту работу можно делать самостоятельно. Изначально было желание заниматься именно консультированием. Так получилось, что на время моего увольнения одним из моих клиентов была компания РБК, с которой мы сотрудничали с 2008-го, консультируя по реструктуризации. Они очень просили, чтобы, даже уволившись, я помог им довести этот процесс. Я для себя решил, что это будет какой-то короткий промежуток времени, я им помогу и дальше продолжу заниматься своей консультационной деятельностью. В итоге процесс растянулся на полтора года, и мы успешно завершили реструктуризацию, смогли привлечь «Онэксим» в виде инвестора, смогли реструктурировать долги на 300 млн, и через это я начал понимать, что, с одной стороны, мне это интересно, с другой стороны, накопленный опыт позволяет во всем самостоятельно разбираться. И решил: «Все, рискую, е, иду в частные инвестиции, позиционирую себя как бизнес-ангел».

- Сколько типично Вы готовы инвестировать в проекты?

А.К.: - Идей очень много. Очень много людей, которые готовы заниматься предпринимательством, но людей, которые готовы взять на себя риск предпринимателей, и готовы, самое главное, посвятить свою энергию, с мотивацией, с зарядом, готовы браться за идею и реализовывать, гораздо меньше, чем тех, кто просто приходить и говорит: «О кей, ребята, у меня есть идея. Дайте мне какие-то деньги, мы это все сейчас сделаем и давайте ее быстро продадим». То есть, у нас у людей почему-то подход очень краткосрочный.

Я спрашиваю: «Какая у вас цель?» Я ожидаю услышать: «Вы знаете, у меня цель – построить что-то большое, чтобы люди сказали – вау!» У нас люди, когда приходят, они мне говорят: «У нас какая цель? Через 3 года продать, уже знаем кому». Это не работает, поэтому, исходя из всего этого контекста, с чем мы сталкиваемся? Что, к сожалению, мы не готовы инвестировать просто в идеи. Мы будем инвестировать, когда есть команда, которая уже сама что-то сделала, потратила какое-то время, деньги, построила какую-то стоимость, и им нужны деньги для следующего этапа развития – для запуска, скажем, на рынок. Соответственно, это определяет нашу среднюю цену сделки, которая начинается где-то от $100 тыс.

- Какие критерии отбора проектов для инвестирования?

А.К.: - Самый первый и самый главный – это люди, потому что мы много раз сталкивались с ситуациями, когда у людей просто не хватало запала. Учитывая, что стартап – это компания, которая начинается с нуля и должна выстроиться в нечто гигантское и большое, у людей должно хватить запала и мотивации, они должны очень сильно верить в то, что они делают.

Второй момент заключается в понимании рынка. Мы должны точно знать, на какой рынок мы идем, мы должны видеть, что в этом рынке есть потенциал стать номером один.

- Бизнес-ангел – это не только человек, который протягивает денежную руку, но еще и делится своими личными знаниями, опытом. Что Вы предлагаете «подопечным» проектам?

А.К.: - Наша профессиональная деятельность связана с тем, что мы ищем компании, в них инвестируем, и дальше мы их продаем. То есть, у нас есть некий такой продукт, который мы должны реализовать. Мы не лезем в операционную деятельность, мы являемся членами совета директоров «подопечной» компании, можем на себя взять какие-то функции по бизнес-развитию.

- Как это у вас происходят сделки между бизнес-ангелом и стартапом?

А.К.: - Мы не хотим быть контролирующим акционером, потому что тогда теряется мотивация у менеджмента и основателей компании - они должны контролировать бизнес изначально.

С другой стороны, мы должны влиять на процессы и контролировать, что там происходит, поэтому доля должна быть достаточно существенной, потому что, если компания успешна, мы и дальше должны оставаться существенным акционером.

Мы правильно выстраиваем корпоративную структуру нашей компании, которая, с одной стороны, позволит нам обеспечить наши интересы в этой компании, а с другой стороны, поможет нам обеспечить сохранность интеллектуальной собственности.

Расширенную версию смотрите на видео.





Похожие статьи

Вероятно, единственная причина, почему некоторые иностранцы интересуются работой в Индонезии – жажда приключений. После жизни в Северном...

Если вы задумываетесь об открытии собственного парфюмерного магазина, сведения, изложенные в этой статье, могут оказаться полезными. Изучив опыт...

Аутсорсинг - это весьма характерное и часто явление, скажем, для компаний-поставщиков программного обеспечения в истории международного бизнеса...

Основатель американского автомобилестроения Генри Форд приехал в Детройт с семьей в 1893 году из поселка Диборн в Штате Мичиган. Там 30 июля...